STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Включает в себя инженерию, технологию и математику. В основе подхода лежит учебный план, направленный на развитие интереса у детей к точным, творческим наукам.
Основной проблемой 21 века является низкое качество образование в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базой. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить уровень для получения высококвалифицированных специалистов из самых разных направлений области высших технологий. Благодаря этому STEM-образование становится одним из самых приоритетных. Планируется, что за счет этого можно решить проблему, связанную с нехваткой научно-инженерных кадров.
К преимуществам относится:
-заинтересовать дисциплинами технического характера;
-умение решать нестандартные задачи с использованием опытов и экспериментов;
-активация навыков общения.
Такой подход позволяет соединить образовательный процесс с самоопределением и карьерным ростом в будущем.
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
STEM-образование в России в последние годы становится одним из приоритетных. Считается, что появятся профессии, о которых сегодня представить сложно. Востребованы будут профессионалы из области био- и нано-технологий. Внедрение данного направления позволяет детям на практике отработать полученные теоретические знания.
STEM-образование в России только начинает получать распространение, но уже на кружках робототехники и других секциях направление начинает активно внедряться.
Дополнительно в рамках специальных программ детям дается возможность отработать свои практические навыки на различных турнирах и конкурсах. Среди примеров робофесты, турниры по космической тематике и другие.
ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ
Программы STEM-образования – логичный результат объединения теории и практики. Впервые они были внедрены в США. Проводились исследования, по которым отслеживалась карьера выпускников школ. В Москве и по области работает больше 100 центров, которые занимаются по таким программам. Несмотря на то, что показатель не очень большой, процесс развития только начинается. Более того, стали формироваться дополнительные направления педагогики:
-STEAM: включает естественные науки, технологию, инжиниринг, искусство и математику.
-STREAM: состоит из тех же направлений, но дополняется чтением и письмом.
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам деятельности. Ценность таких программ заключается в возможности применения их как в дополнительном образовании, так и в рамках основной образовательной программы.
Для решения поставленных задач используется базовый комплект оборудования. В него входит:
1.Дидактическая система Фребеля. Представлена мягкими модулями для развития различных видов мышления.
2. Эксперименты. Включают применение различных инструментов для опытов
3. Лего-конструирование. Обычно проводится с применением серии LEGO Education. В ее рамках для каждого возраста созданы максимально удобные по размеру детали.
4. Математическое развитие. Включает комплекты для ознакомления дошколят с основными областями математики.
5. Робототехника. Применяются различные комплекты для создания простейших роботов с возможностью их активации.
STEM-образование детей дошкольного возраста может проходить и по более простой схеме. Педагоги организовывают занятия с использованием конструкторских наборов. С их помощью у детей развивают логику, алгоритмическое мышление. Проводятся и всевозможные экскурсионные мероприятия. STEM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Некоторые родители не понимают, зачем внедрять STEM-образование в ДОУ. Многие отечественные и зарубежные психологи отмечают, что лучшим периодом для развития интеллектуальных способностей является возраст от 3 до 12 лет. У дошколят под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности быстрее формируется познавательная функция психики. Это позволяет детям быстрее проходить обучение в будущем. В качестве дополнения к программе могут использоваться специальные игрушки, которые развивают мелкую моторику, пространственное воображение и творчество.