Пропустить контент

Технология Синквейн в работе по речевому развитию дошкольников

Posted in Коллегам

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с интересной технологией «Синквейн»

В свою работу мы ее включили ее со второго полугодия средней группы. Составление синквейна воспринимается нашими ребятами, как увлекательная игра, которая очень легко интегрируется в различные виды деятельности.

Что же такое синквейн?

«Синквейн» — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк»». Это стихотворения без рифмы, в которых обобщена информация по изученной теме.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. В России технологию синквейн используют с 1997 года.

Варианты составления синквейнов:

  1. Составление рассказа по готовому синквейну,

2. Составление синквейна по прослушанному произведению,

3. Синквейн по предметной картинке,

5. Синквейн по сюжетной картинке,

6. Синквейн-загадка.

Синквейн-технология позволяет:

• пополнять знания детей по лексическим темам;

• обогащать пассивный и активный словарный запас;

• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;

• развивать ассоциативное мышление и образную память;

• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

У этой технологии есть свой алгоритм составления:

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи — это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопрос: какой? какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает?

Четвертая строка — это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно это существительное.

Для воспитанников мы решили создать дидактическое пособие, для самостоятельного составления синквейнов и разместили его в игровых центрах группы.

Пособие представляет из себя форму елочки — это карточки, условные обозначения слов-предметов, признаков, действий, ассоциации и схемы предложений.

Итогом деятельности и творческим продуктом наших воспитанников стала книга Синквейнов, где собраны самые яркие стихи маленьких авторов.

Хотим отметить, что данный метод стал интересен и родителям наших воспитанников. С огромным удовольствием они играют в Синквейн дома, что не требует больших временных затрат. Родители вместе с детьми пишут синквейны о своих близких людях, по мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн – это замечательное средство творческого самовыражения ребёнка, увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.