Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с интересной технологией «Синквейн»
В свою работу мы ее включили ее со второго полугодия средней группы. Составление синквейна воспринимается нашими ребятами, как увлекательная игра, которая очень легко интегрируется в различные виды деятельности.
Что же такое синквейн?
«Синквейн» — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк»». Это стихотворения без рифмы, в которых обобщена информация по изученной теме.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. В России технологию синквейн используют с 1997 года.
Варианты составления синквейнов:
- Составление рассказа по готовому синквейну,
2. Составление синквейна по прослушанному произведению,
3. Синквейн по предметной картинке,
5. Синквейн по сюжетной картинке,
6. Синквейн-загадка.
Синквейн-технология позволяет:
• пополнять знания детей по лексическим темам;
• обогащать пассивный и активный словарный запас;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
• развивать ассоциативное мышление и образную память;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
У этой технологии есть свой алгоритм составления:
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи — это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопрос: какой? какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает?
Четвертая строка — это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно это существительное.
Для воспитанников мы решили создать дидактическое пособие, для самостоятельного составления синквейнов и разместили его в игровых центрах группы.
Пособие представляет из себя форму елочки — это карточки, условные обозначения слов-предметов, признаков, действий, ассоциации и схемы предложений.
Итогом деятельности и творческим продуктом наших воспитанников стала книга Синквейнов, где собраны самые яркие стихи маленьких авторов.
Хотим отметить, что данный метод стал интересен и родителям наших воспитанников. С огромным удовольствием они играют в Синквейн дома, что не требует больших временных затрат. Родители вместе с детьми пишут синквейны о своих близких людях, по мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Синквейн – это замечательное средство творческого самовыражения ребёнка, увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.